Top.Mail.Ru

О кафедре

Землемерная (геодезическая) практика уже в XVIII веке требовала повышенной математической подготовки. Поэтому к преподаванию математики уже с первых дней истории МИИГАиК, т.е. с основания Константиновского землемерного училища в 1779 году предъявлялись высокие требования. В ту пору срок обучения в училище составлял 4 года (4 класса), и курс математики включавший арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию, изучался в течение всего этого срока.
Как раз на время становления училища приходится появление во Франции фундаментальных работ Ж.Л. Лагранжа «Аналитическая механика» и П.С. Лапласа «Небесная механика», открывших совершенно новые перспективы применения в механике и астрономии дифференциального и интегрального исчислений - математической теории, начавшей свое современное развитие примерно с 1700 года. Также на время становления КЗУ приходится появление работ Лапласа «Аналитическая теория вероятностей» и «Опыт философии теории вероятностей».

Все это не могло не отразиться и на развитии геодезии, современное понимание которой складывалось еще во времена А.К. Клеро в связи с работами по определению фигуры Земли с помощью точных градусных измерений. Затем, особенно со времен Наполеона, геодезия стала служить и практическим целям, когда для решения стратегических задач и для нужд налогового управления потребовались точные топографические и географические карты, которые могли быть составлены только на основе планомерно проводимых съемок местности.

В 1816 году в Германии правительство Ганновера предложило К.Ф. Гауссу, уже широко известному в то время математику, заняться такой работой на ее территории. Эту работу Гаусс вел в сложнейших условиях до 1825 года, а далее до 1841 года ее продолжил замечательный ученик и помощник Гаусса Ф.В. Бессель.
Этот факт оказал существенное влияние на развитие самой геодезии и на ее математическое обеспечение. Гаусс разработал методы и схемы, надолго определившие лицо измерительной геодезии. Им была предложена ныне широко известная конформная проекция эллипсоида на плоскость. Но важнейшими его достижениями были последовательное применение им метода наименьших квадратов, которому он дал вероятностное обоснование, а также глубокие размышления над дифференциальной геометрией, которые, в частности легли в основу сфероидической геодезии. Кроме того Гауссом был получен ряд важных результатов в теории Ньютоновского потенциала.

Этот краткий очерк характеризует то бурное, в смысле развития науки и роли математики в ней, время, на которое как раз пришлось начальное становление университета. Реакция российского технического образования на эти достижения науки последовала практически незамедлительно. Так, уже 10 мая 1835 года Константиновское землемерное училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) и это, естественно, потребовало существенного повышения уровня математической подготовки его воспитанников. В это время для преподавания математики в двух старших классах КМИ был приглашен известный в ту пору математик, профессор Московского университета Щепкин.

Интерес к достижениям математики естественно рос и у самих геодезистов. В 1856 году Межевой институт окончил А.В. Летников. Затем он был направлен на два года в Московский университет для продолжения математического образования, а в 1858 году командирован в Париж (где незадолго до этого закончили свой жизненный путь Лагранж, Лаплас, Коши) с целью дальнейшего углубления полученных знаний. Докторскую диссертацию Летников защитил в Лейпцигском университете. С 1860 года и до конца своей жизни он преподавал математику, теорию вероятностей и механику в КМИ. Он был одним из членов - учредителей Московского математического общества и членом - корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1867 году для преподавания математики в КМИ был также приглашен ведущий профессор Московского университета Н.В. Бугаев. Большой вклад в дело совершенствования учебных планов института внес выпускник Казанского университета, доктор прикладной математики Г.Н. Шебуев, который с 1893 по 1900 г преподавал в КМИ механику и вел научную работу по приложениям математики в исследовании земного эллипсоида, в фотограмметрии и в теории нивелирования. В начале своей педагогической и научной деятельности математику в КМИ преподавали и такие крупнейшие впоследствии ученые как С.А. Чаплыгин (с 1895 по 1901 г.) и Н.Н. Лузин (с 1915 по 1918 г.)

В это же время началась педагогическая и научная деятельность Ф.Н. Красовского. В памятной книжке Межевого института за 1910 г. отмечено, что Ф.Н. Красовский наряду с геодезией преподавал математический анализ.

Все сказанное характеризует высокий спрос геодезических специальностей на солидную математическую подготовку. В дальнейшем этот спрос только увеличивался. Выходили в свет замечательные учебные книги Ф.Н. Красовского и В.В. Данилова «Руководство по высшей геодезии» и т.т. I и II , А.А.Михайлова «Гравиметрия и теория фигуры Земли», Н.И. Идельсона по методу наименьших квадратов и по теории Ньютоновского потенциала, Н.А. Урмаева по математической картографии и по сферической геодезии. Использование этих книг ву учебном процессе требовало у студентов существенной математической подготовки.
В связи с этим естественно сложилась практика, когда те или иные выпускники института, желающие существенно углубить полученные здесь математические знания, дополнительно заканчивают математические факультеты университетов. Это, как видим, началось уже с А.В. Летникова. В дальнейшем эту практику продолжил М.Н. Сергеев, который после Октябрьской революции более 40 лет бессменно руководил кафедрой высшей математики и теоретической механики. Он окончил Межевой институт, а затем Московский университет.

Будучи профессором и заведующим кафедрой, М.Н. Сергеев приложил много усилий для того, чтобы математическое образование в МИИГАиК соответствовало запросам специальной подготовки его выпускников. Кроме общего курса высшей математики он читал лекции и по ряду специальных разделов, таких как «Теория вероятностей» и «Теория Ньютоновского потенциала». Естественно, что в тех временных рамках, которые он для этого изыскивал, это были вводные ознакомительные курсы. Стоит отметить, что в тех сложных исторических условиях М.Н. Сергееву удавалось сохранять по возможности высокий кадровый уровень кафедры. Так, он сумел привлечь к работе по совместительству замечательного педагога профессора Г.Н. Свешникова, который читал в институте лекции по высшей математике с 1930 года около 20 лет. Это был человек высокой математической эрудиции, стажер Геттенгенского университета (1913-1914 г.г.), мастерски владевший материалом, вдохновенный лектор.

Практика, которую начал А.В. Летников и затем продолжил М.Н. Сергеев, оказалась довольно живучей и провоцируется самим хозяйственным и общественным статусом нашей отрасли. Это практика, когда выпускники нашего вуза, получив дополнительное математическое образование, становятся преподавателями математики, активно работающими в том числе и в геодезической науке. Замечательно и то, что многие преподаватели, пришедшие на кафедру с математических факультетов, нашли свой устойчивый интерес в работе на кафедре, а ряд из них проявили интерес к научным проблемам специальных кафедр (Н.А. Кувекина, Л.А. Сайкова), защитив по этим проблемам кандидатские диссертации.