Наверх
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ВКонтакте Telegram
ЭИОС
Версия сайта для слабовидящих Англоязычная версия сайта
Приоритет2030
ЭИОС
Приоритет2030


Основные контакты
+7 (499) 261-08-63

+7 (499) 404-12-20
Приемная комиссия
+7 (499) 267-15-45
Подтверждение образования

Историческая география и картография России

Департамент образования города Москвы и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет геодезии и картографии» с 23 по 26 октября 2013 г. проводят научно-практическую конференцию школьников и студентов города Москвы «ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И КАРТОГРАФИЯ РОССИИ».

Цель конференции - развитие инновационного потенциала студенческой и школьной молодежи, их творческого отношения к историко-научному знанию, желанию участвовать в творческой образовательно-воспитательной и просветительской работе на благо нашего Отечества.

Задачи конференции:

- Осуществление координации научно-образовательной деятельности студентов и школьников. Для этого отработать систему взаимодействия Департамента образования города Москвы - как координатора и методического центра и МИИГАиК - как вуза, работающего по согласованной программе.

- Содействие развитию учебно-исследовательской работы студентов и школьников и активизировать их участие в реализации программ и проектов. Для этого открыть в МИИГАиК учебно-исследовательский центр по продвижению проектов студентов и школьников города Москвы в области картографии и геоинформатики, геодезии, прикладной космонавтики и фотограмметрии, оптико-информационных систем и технологий, городского кадастра и архитектуры, городского и муниципального управления. Цент осуществит организацию и участие студентов и школьников в международных и межвузовских научных конференциях, симпозиумах, семинарах, научных съездах, представление учебно-исследовательских работ на соискание грантов, именных стипендий, премий и других форм морального и материального поощрения.

- Пропаганда и популяризация научной и общественной деятельности в среде студентов и школьников. Для этого разработать и практически осуществить в МИИГАиК систему «В университет по субботам».

- Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности студенческой и школьной молодежи. Для этого создать эффективную систему научно-специального кадрового обеспечения приоритетных направлений образования, науки и практики, нацеленную на индивидуальное развитие личности и творческую инициативу студента и школьника.

Основные направления работы конференции:

1. Историческая география и картография.

Картографическое и географическое образование. Картографирование образования и науки. Историческая география и картография формирования и развития высшего и среднего образования в России и Москве.

Историческая география и картография зарождения, формирования, становления и развития российского государства. Историко-политическая картография России. Историческая география и картография российского зарубежья.

Исторические карты и атласы России и Мира. Картография Отечественной войны 1812 года. Картография Первой мировой войны. Историческая география и картография природопользования России, музеев-заповедников Москвы.

2. Культурная география и картография.

Картографическая и географическая культура. Гуманитарная картография и география России. Картографирование мирового и отечественного культурного наследия. Сохранение природного и историко-культурного наследия Москвы. Памятники отечественной картографии Москвы и Подмосковья.

Картография и искусство. Живописная картография. Этно-конфессиональная география и картография. Туристическая картография. Картографические памятники национальной и мировой культуры.

3. История науки.

История и философия науки. Влияние науки на развитие российского государства. История фундаментальных наук. История наук о Земле. История отечественной и мировой картографии и географии. Классики мировой и отечественной картографии и географии. Роль и вклад российских ученых в создание фундаментальных картографических произведений.

4. История географического изучения и картографирования Российского государства.

Роль картографии в познании природы и общества. История географического изучения и картографирования Земли. История создания географических чертежей и карт российского государства. Имена российских картографов и географов на карте Мира. История географического изучения и картографирования России Генеральным штабом Русской армии.

5. Историческая компьютерная картография.

Глобальное картографирование Мира. Электронный образ Земли. Историческое геоинформационное картографирование Москвы. Анализ и оценка качества фундаментальных картографических произведений. Картографическое и географическое обеспечение национальных проектов.

Образ пространства и времени: карта и информация. Эволюция способов картографического изображения Земли. Картографирование глобальной экодинамики. Динамическая картография Москвы. Тематическая и специальная картография. Миграционная картография Москвы и Московской области. Историко-географическое изучение и картографирование природных и техногенных катастроф. Российское пространство в контексте глобального кризиса. Проблемы использования ГИС-технологий в географии и картографии.

В ходе подготовки и проведения конференции были организованы и проведены:

1. Публичные лекции профессорско-преподавательского состава МИИГАиК.

2. Занятия по подготовке презентаций и методике разработки докладов и выступлений.

3. Консультации по вопросам участия в грантах и конкурсах.

4. Выставки-конкурсы участников конференции:

- картографических произведений,

- технического творчества,

- художественного творчества.

5. Пленарные, секционные и стендовые доклады, круглые столы, симпозиумы, мастер-классы по вопросам проведения исследований и публичных выступлений.

6. Презентация монографий, научных и научно-популярных журналов.

7. Экскурсии в музей МИИГАиК.

8. Презентации с оценкой комиссией представленных школьниками и студентами своих проектов.

Лучшие учебно-исследовательские работы школьников и студентов, принявших активное участие в конференции, были поощрены ценными подарками, географическими атласами и грамотами. Вручено 20 географических атласов, 20 ценных подарков и 80 грамот за лучшие доклады, лучшие научные проекты и творческие работы, представленные на смотры-конкурсы.

Конференция объединила 339 школьников и студентов города Москвы, представляющих 23 учебные заведения Москвы.

В ходе работы конференции было заслушано 168 докладов.

С докладами выступили:

- школьников - 45;

- студентов - 132;

- преподавателей - 25.

Работали секции по следующим научным направлениям:

Секция № 1. Историческая культурная география и картография.

Секция № 2. История географического изучения и картографирования Российского государства.

Секция № 3. История географии и картографии, экологии и природопользования.

Секция № 4. Историческая картография России.

Секция № 5. Историческая компьютерная картография.

Секция № 6. Историческая военная география и картография.

Заседание секций прошли динамично и продуктивно. Многообразие и оригинальность тем дали возможность участникам не только выступать и задавать вопросы, но и проникнуться научной атмосферой и узнать много нового о мировой и отечественной географии и картографии.

Проблемы, обсуждаемые в ходе работы секций, затрагивали различные вопросы из различных разделов картоведения. Особенно много исследований было посвящено проблемам истории картографии, исторической и политической географии и картографии. Кроме того, особую актуальность получили темы культурной географии и картографии, ГИС-картографии, глобальному картографированию Земли.

В рамках конференции проходил Молодежный научно-инновационный конкурс на лучший учебно-исследовательский проект с целью:

- вовлечения творческой молодежи в инновационную деятельность;

- приобретения глубоких естественнонаучных и картографических знаний для решения научных и инженерных задач на мировом уровне;

- развития навыков воспринимать, обрабатывать, обобщать и анализировать научную и специальную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт;

- формирования навыков планирования и проведения учебно-научных исследований.

В рамках конференции состоялись презентации и обсуждение разработанных студентами 37 учебно-исследовательских проекта.

Критерии оценки проектов и докладов:

1. Актуальность темы проекта.

2. Постановка научной проблемы.

3. Предметность формирование цели и задач проведенного исследования.

4. Новизна проекта.

5. Инновационная направленность исследования.

6. Уровень личного вклада в разработку проекта.

7. Практическая направленность проекта.

8. Уровень презентации при защите проекта.

9. Уровень доклада по защите проекта.

10. Продемонстрированные умения дискутировать и отстаивать идеи, воплощенные в проекте.

11. Умение делать выводы.

12. Доказательность результатов исследования.

13. Умение публично выступать.

14. Умение воспринимать, обрабатывать, анализировать, обобщать научную и специальную информацию

15. Умение применять полученные знания в научной, образовательной и практической деятельности

16. Способность демонстрировать глубокие естественнонаучные и географо-картографические знания достаточные для решения научных и инженерных задач наукоемкого производства на мировом уровне.

17. Способность анализировать передовой отечественный и зарубежный опыт.

18. Использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов в картографии.

19. Способность решения конкретных учебно-научных и практических задач, связанных с использованием передовых технологий.

20. Способность определять, систематизировать и получать необходимую информацию в сфере своей конкретной деятельности с использованием новейших методов исследований.

21. Способность планировать и проводить аналитические и экспериментальные исследования по своей специализации с использованием новейших достижений науки и техники.

22. Способность интегрировать знания различных и смежных видов картографических технологических процессов получения и обработки информации, переработки ее в картографическую форму.

23. Уметь самостоятельно учиться.

Авторы лучших учебно-исследовательских работ

Антонов Е.С., ГБОУ СОШ № 224

Алифбекова Л. Краснова Т.М. Набиршоева А., политехнический техникум № 2

Прокудин В.Н., МГТУ им. Н.Э. Баумана

Антонов Е.С., ГБОУ СОШ № 224

Д.А. Аргунова., Ю.Э. Байгузина, ГБОУ СОШ № 192

Афанасьев, Россия В.Ю., Ву Нгок Кхань, МИИГАиК

Базлов А.В., МИИГАиК

Байгузина Ю., Аргунова Д., ГБОУ СПО № 192

Балабан А.А., Хан Мохд Мелад, политехнический техникум № 2

Батракова М.А., Кспоян Г.Н., МГЛИ

Блохин Д.С. ГБОУ СОШ № 272

Бритова А.М., МИИГАиК

Быстрова А.И., МИИГАиК

Вишнякова А.Н., ГБОУ СПО Колледж сферы услуг № 44

Владимирцева О., Ходня М.С., МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

Григорьева А.В., учитель географии ГБОУ СОШ № 184

Гудков В., Московский колледж профессиональных технологий

П.В. Журавлева, Ю.Д. Рашитова, МИИГАиК

Канаян С.К., ГБОУ СОШ № 230

Кондратьева Д.А., Майорова В.А., Рзаев Э.Ф., Варламов А.Д., ГБОУ СОШ № 192

Королѐва А.С., А.С. Подлесная, ГБОУ СОШ № 192

Курбанова Ф.Г., Московский государственный университет

Лукина Е.С., лицей № 1367

Макарова М.М., Московский автомобильно-дорожный колледж

Медведев Г., школа № 403, ученик 9 класса

Михайлов А.И., Гончар К.В., ГБОУ СОШ № 225

Мусихина А.Ю., МИИГАиК

Мухтарова А.М., МИИГАиК

Неживов В. П., МИИГАиК

Н.А. Некрасов, ГБОУ СОШ № 224, ученик 8 Б класса

В.А. Ноздрачев, МИИГАиК

Пащенко Д.А., ГБОУ СПО МАДК им. А.А. Николаева

Родионова А.А., ГБОУ СПО МКГП

Романова В.А. МИИГАиК

Сазонова И., гимназия 1272

Смирнов А., Супонина Н., Шикина М., школа № 423

Туркин И.С., МИИГАиК

Фаттяхетдинов К.Т., ГБОУ СОШ № 224

Федулова И.К., МИИГАиК

Французова К.А., лицей № 1367

Цвелев И.Д., Королева М.С., ГБОУ СОШ № 192

Чернобров А.А., МИИГАиК

Шмелев В.К., МИИГАиК

На конференции обсуждались организационно-научные вопросы:

Оказание помощи студентам по разработке и внедрению инновационных научных идей и проектов.

Стимулирование студентов к занятиям учебно-научной деятельностью путем введения гибкой системы повышения среднего балла успеваемости по профильным и смежным предметам, установления дополнительных стипендий и грантов.

Участники конференции отмечали, что научная работа их привлекает следующими возможностями: самореализации, творческой работы, приносить пользу обществу, работать в коллективе ученых.

Студенты и школьники отметили необходимые им меры самообразования:

- приобретения навыков публичных выступлений;

- проведения научных семинаров;

- участия в научных дискуссиях, творческие встречи с учеными.

Все участники конференции отмечают достаточно высокий уровень докладов, широкую тематику докладов и их актуальность, свободную атмосферу дискуссии.

Практически каждое выступление инициировало большое количество дискуссионных вопросов. Особенно порадовало обращение молодых исследователей к актуальной и востребованной в современном мире теме гуманитарной картографии.

Большое количество участников, глубина и разнообразие проблематики исследований, высокий уровень докладов, живость и актуальность дискуссий, заинтересованность и погруженность в проблему исследования, - все это говорит о высоком статусе конференции, неиссякаемом творческом и профессиональном потенциале ее участников и организаторов, а опыт, полученный молодыми учеными, во многом помогает их дальнейшему профессиональному росту.

Лучшие доклады школьников и студентов города Москвы были опубликованы в «Сборнике лучших докладов школьников и студентов города Москвы научно-практической конференции «Историческая география и картография России».

Всего опубликована 44 статья.

Авторами статей были:

- школьников – 20;

- студентов – 34.

Список статей школьников и студентов Москвы, включенных в сборник материалов конференции «Историческая география и картография России»:

Алифбекова Л., Краснова Т.М., Набиршоева А., Политехнический техникум № 2

Прокудин В.Н., МГТУ им. Н.Э. Баумана
ИСТОРИЧЕСКОЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ МОСКВЫ

Антонов Е.С., ГБОУ СОШ № 224
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ СЛОБОДЫ В МОСКВЕ

Д.А. Аргунова., Ю.Э. Байгузина, ГБОУ СОШ № 192
СЕМЁН УЛЬЯНОВИЧ РЕМЕЗОВ И ЕГО ЧЕРТЕЖНАЯ КНИГА СИБИРИ

Афанасьев, Россия В.Ю., Ву Нгок Кхань МИИГАиК
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ОСТРОВАХ САХАЛИН, ХАЙНАНЬ, ФУКУОК

Базлов А.В., МИИГАиК
РУССКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ПЕРИОД «БОЛЬШОЙ ИГРЫ» И ЕГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Балабан А.А., Хан Мохд Мелад, политехнический техникум № 2
ПОСЛЕДНИЙ ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ ИЗ ПЛЕЯДЫ НАНСЕНА И АМУНДСЕНА

Батракова М.А., Кспоян Г.Н., МГЛИ, 2 курс
ТОПОНИМИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Блохин Д.С. ГБОУ СОШ 272
ПАМЯТНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КАРТОГРАФИИ

Бритова А.М., МИИГАиК
КАРТОГРАФИЯ РОCСИИ КАК МИРОВОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ

Быстрова А.И., МИИГАиК
КАРТЫ МОСКВЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕКОНСТРУКЦИЯМИ И РЕСТАВРАЦИЯМИ МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2012-2013 г.

А.Н. Вишнякова, ГБОУ СПО Колледж сферы услуг № 44
ИСТОРИЯ КАРТОГРАФИИ В РОССИИ: ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА ДО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО АТЛАСА

Владимирцева О., Ходня М.С., МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе
ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НА КАРТЕ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Григорьева А.В., учитель географии ГБОУ СОШ № 184
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИС В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

Гудков В., Московский колледж профессиональных технологий
СПЕЦИФИКА РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

П.В. Журавлева, Ю.Д. Рашитова, МИИГАиК
ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ: ОБЗОР ФОНДОВ КОЛОМЕНСКОГО МУЗЕЯ

Канаян С.К., ГБОУ СОШ № 230
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА РОССИИ

Кондратьева Д.А., Майорова В.А., Рзаев Э. Ф., Варламов А.Д., ГБОУ СОШ №192
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАНА УСАДЬБЫ 19 ВЕКА (ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ)

А.С. Королева, А.С. Подлесная, ГБОУ СОШ № 192
ЭТАПЫ ОТКРЫТИЯ АВСТРАЛИИ НА ЕВРОПЕЙСКИХ КАРТАХ

Коршунов А.П., МИИГАиК
ВОЗМОЖНОСТЬ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХОДНОГО РАЙОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛЯЗИНСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Курбанова Ф.Г., Московский государственный университет
ПОЧВЕННО-ГЕОХИМИЧЕСКИЕ КАРТЫ В СОВРЕМЕННЫХ АТЛАСАХ

Лонский И.И., Кудрявцев В.А., МИИГАиК
АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА КАРТ

Лукина Е.С., лицей № 1367
УРБАНОНИМЫ РЯЗАНСКОГО РАЙОНА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

Макарова М.М., Московский автомобильно-дорожный колледж
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МОСКВЫ: ПАРК ЦАРИЦЫНО

Медведев Г., школа № 403, ученик 9 класса
ИЗМЕНЕНИЕ АКВАТОРИИ АРАЛЬСКОГО МОРЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕГО АКВАТОРИИ

Михайлов А.И., Гончар К.В., ГБОУ СОШ № 225
ПЕРВЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ И КАРТЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Мусихина А.Ю., МИИГАиК
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Мухтарова А.М., МИИГАиК
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ: ЧТО МОЖНО И НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В БАССЕЙНЕ РЕКИ АМУР

Неживов В.П., МИИГАиК
ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ НА ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ КАРТАХ

Н.А. Некрасов, ГБОУ СОШ № 224, ученик 8 Б класса
ЗАСТРОЙКА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НА ПРИМЕРЕ г. ТЮМЕНИ И г. ТОБОЛЬСКА

В.А. Ноздрачев, МИИГАиК
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ И США)

Пащенко Д.А., ГБОУ СПО МАДК им. А.А. Николаева
ГЕОДЕЗИЯ И КАРТОГРАФИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Родионова А.А., ГБОУ СПО МКГП
ЦИФРОВАЯ КАРТОГРАФИЯ

Романова В.А., МИИГАиК
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И КАРТОГРАФИЯ «ВЕЛИКОГО ЧАЙНОГО ПУТИ»

Сазонова И., гимназия № 1272
ГОЛЬФСТРИМ - ЕСТЕСТВЕННАЯ ОТОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЫ

Смирнов А., Супонина Н., Шикина М., школа № 423
ИМЕНА РОССИЙСКИХ КАРТОГРАФОВ И ГЕОГРАФОВ НА КАРТЕ МИРА

Туркин И.С., МИИГАиК
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ В ВИДЕОИГРАХ ПРИЕМАМИ КАРТОГРАФИИ

Фаттяхетдинов К. Т., ГБОУ СОШ № 224
ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА БИТВУ ПРИ РЕКЕ КАЛКЕ В 1223 г.

Федулова И.К., МИИГАиК
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Французова К.А., лицей № 1367
ЧТО НА МЕСТЕ НАШЕЙ ШКОЛЫ БЫЛО МНОГО ЛЕТ НАЗАД?

Цвелев И. Д., Королѐва М.С., ГБОУ СОШ № 192
НАИМЕНОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ: ПОРЯДОК И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Чернобров А.А., МИИГАиК
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АТЛАСНОЙ КАРТОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Шмелев В.К., МИИГАиК
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

По результатам проведенной конференции было предложено:

1. Считать целесообразным продолжить практику ежегодной организации и проведения конференции с целью дальнейшего обмена идеями, поиска совместных направлений исследований.

2. Расширить круг участников конференции.

3. Считать целесообразным проведения на конференции школы-семинара.

4. Продолжить практику проведения конкурсов проектов с презентациями по актуальной тематике разделов истории России.