Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Старая версия сайта: http://old.miigaik.ru
Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих Eng

Современное состояние и перспективы развития информационных наук в России

Современный этап развития цивилизации характеризуется принципиально новым качеством состояния информационной сферы, её информационной инфраструктуры и всех институтов, связанных с получением, хранением и преобразованием информации.

Растут масштабы и интенсивность информационного взаимодействия. Активно расширяются, глобализируются действующие и возникают новые отрасли информационной индустрии. Неизмеримо возрастает скорость производства, передачи и обработки информационных ресурсов. Стремительно развивается процесс миниатюризации программно-технических средств коммуникаций и обработки информации.

Информационные ресурсы являются не только сырьём для процесса принятия решения, но и источником познания, и инструментом контроля в управлении, и объектом потребления. По существу информационные ресурсы являются основой производственной, технологической, научной и управленческой деятельности, а без использования информационных ресурсов невозможно в полной мере реализовать потенциал любой реально действующей системы.

В больших системах информационные ресурсы и их ядро знания приобрели статус стратегического ресурса.

Деятельность по производству, хранению и обмену информационными ресурсами, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, активно влияет на состояние познавательной, образовательной, политической, экономической, оборонной и других составляющих его развития и безопасности.

Участники семинара констатируют.

Первое.

Проблема интеграции семантической и компьютерной информатики и классификации информационных дисциплин не нова и имеет полувековую историю.

В 1960-70-е гг. в системе АН СССР сформировались две принципиально различных специальных науки об информации. Одна из них вышла из библиотечного дела и занималась изучением процесса научных коммуникаций, а другая возникла на стыке математики и технических наук. Обе науки имели объектом информацию, однако выделяли в ней разные предметы исследования: первая - смысловые характеристики, вторая - знаковые характеристики, позволяющие передавать обработку данных автоматическим устройствам. По стечению обстоятельств «информационная» и «компьютерная» версии отечественной науки об информации (аналоги Information science и Computer science) получили в русском языке одинаковое название - «информатика».

После создания в 1983 г. в АН СССР Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации (ОИВТА) была инициирована дискуссия об объекте, предмете и структуре новой науки. Академик А.П. Ершов (ВЦ СО АН СССР) выдвинул проект объединения «документалистской» и «компьютерной» ветвей в единую информатику. По его мнению, информатика должна была стать математизированной наукой об информационных моделях. Проект А.П. Ершова не был поддержан на уровне Академии наук, а дискуссия об объекте, предмете и структуре информатики искусственно свернута. В середине 1980-х гг. возобладало «аппаратное» понимание информатики как области науки и практической деятельности, связанное с ЭВМ.

В 1989 г. д.т.н. К.К. Колин (ИПИ РАН) выступил с идеей расширения предмета информатики, предложив считать ее наукой об информационных процессах в различных информационных средах (по типу кибернетики Н. Винера

В 2006 г. группой сотрудников ИПИ РАН (д.т.н. К.К. Колин, д.т.н. И.М. Зацман и др.) в ответ на стратегическую компьютерную инициативу США был выдвинут проект объединения семантической и компьютерной версий информатик в единую информационно-компьютерную науку.

Подобные мысли высказывали американский ученый Сол Горн и российский ученый Ю.А. Шрейдер.

Примерно в это же время Лабораторией дидактики информатики ИСМО РАО (зав. лабораторией - д.п.н. С.А. Бешенков) был сформирован подход к информатике как единой информационно-компьютерной науке.

По мнению сотрудников лаборатории, логика развития информатики как общеобразовательной дисциплины состоит в движении от приобретения компьютерной грамотности и изучения алгоритмических процессов к представлению об информатике как о науке естественнонаучного цикла и далее к метапредмету, понимаемому как междисциплинарное направление об информационных моделях.

Второе.

Важным шагом в развитии междисциплинарного диалога в области наук об информации следует считать работу совместного семинара ИПИ РАН и ИНИОН РАН «Методологические проблемы наук об информации», действующего с февраля 2011 г. (руководители - д.т.н. К.К. Колин, ИПИ РАН и к.филос.н. Ю.Ю. Черный, ИНИОН РАН). За менее чем два года проведено 8 заседаний семинара, в которых приняли участие известные специалисты г. Москвы - сотрудники РАН и РАО, преподаватели вузов, работники коммерческих фирм, журналисты. Существенным дополнением междисциплинарного диалога в области наук об информации служит семинар Московского государственного университета геодезии и картографии на тему «Современное состояние и перспективы развития информационных наук в России».

Большинство участников семинара положительно оценивают идею подхода к информатике как единой информационно-компьютерной науке.

Третье.

Множество узкоспециальных прикладных научных дисциплин, изучающих информационные процессы, информационные потребности, информационные объекты (субъекты), информационные ресурсы, информационную инфраструктуру объектов и систем инфосферы распределено практически по всем известным отраслям науки, предметизированным в России, и не имеют общей междисциплинарной терминологии.

Это подтверждается практикой преподавания информационных наук в российских вузах (МИИГАиК, МИТХТ, МИИТ, МЭСИ), в рамках которой обнаруживается несогласованность базовых представлений об информации, что ставит под угрозу качество высшего образования, цель которого состоит в трансляции общественно-полезного знания в виде внутренне согласованной системы научных представлений.

Четвёртое.

Развитие узкоспециальных научных дисциплин, изучающих информационные процессы, информационные потребности, информационные ресурсы, информационную инфраструктуру объектов и систем, как правило, только внутри одной традиционной (устоявшейся, сформировавшейся) отрасли науки без должной взаимосвязи с подобными научными дисциплинами в других отраслях (например: математические науки, науки о Земле, области и направления науки по нано и информационным технологиям), зачастую ведёт к параллелизму и дублирования прикладных исследований. А, кроме того, провоцирует междисциплинарные конфликты, отвлекающие от целенаправленной и планомерной работы.

Пятое.

Наиболее значимые научные результаты в области наук об информации и информационных процессах получены в рамках инструментально-технологического и отраслевого подходов, тогда как результаты в фундаментальной области, а именно в области: познания универсальных и специфических законов развития (сохранения) информационных процессов и информационных объектов, построения и использования универсальных информационных моделей субъектов и объектов информационных процессов, формирования единого категориально-понятийного аппарата, существенно скромнее и отстают от прикладной области.

Основываясь на сделанных выводах и в целях

- во-первых, упорядочения образовательного процесса в области наук об информации;

- во-вторых, концентрации усилий исследователей на фундаментальных и прикладных проблемах инфосферы;

- в-третьих, исключения параллелизма и дублирования, а также повышения уровня системности результатов исследований;

участники семинара рекомендуют:

1. Продолжить дискуссию и совместную работу в рамках семинаров и научных конференций по формированию представлений об информатике как о научной дисциплине, объединяющей в себя традиционно отделенные друг от друга «семантическую» и «компьютерную» ветви информатики.

2. Довести результаты семинара до Минобрнауки и Академии наук Российской Федерации.

3. Поставить в период 2013 - 2015 годов серию фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в рамках Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского фонда гуманитарных исследований (РФГИ), АН РФ и Минобрнауки, имея в виду, получение следующих научных результатов:

а. Обоснование объекта и предметов исследования самостоятельной отрасли науки и образования - информационные науки, её междисциплинарных принципов и методов исследования, междисциплинарного терминологического аппарата. Разработка тезауруса междисциплинарных категорий и понятий для отрасли «информационные науки». Разработка структуры отрасли «информационные науки»

б. Уточнение ГРНТИ и ББК на предмет локализации (обособления) информационных наук и разработка правил перехода между рубриками ГГРНТИ и ББК для информационных наук.

в. Уточнение действующих номенклатуры специальностей научных работников и направлений подготовки высшего профессионального образования на предмет локализации (обособления) информационных наук и разработка правил перехода между их классификационными рубриками.

г. Обоснование перечня актуальных междисциплинарных и специальных научных проблем отрасли информационные науки на период до 2020 года.

д. Обоснование облика архитектуры общефедеральной взаимоувязанной электронной системы хранилищ данных (общефедеральных, региональных, специальных библиотек, архивов, специализированных баз данных и т.д.)

е. Уточнение сложившейся общефедеральной системы классификаторов и словарей.

ж. Уточнить базовую часть профессионального цикла ООП ГОС ВПО, отнесённых к информационным наукам, на предмет её унификации.